А.И. Сомсиков

     Что может означать слово «Европа»? Каково его возможное происхождение?

Выдвинуто предположение о возможном происхождении слова «Европа».

 

Согласно Новой Хронологии Фоменко-Носовского распад единой средневековой Руси как мировой империи был идеологически обоснован разделением христианства на конкурирующие друг с другом ветви [ 1 ], с. 462-463.

Степень разделения могла быть разной. От незначительной на Востоке - в области православия и мусульманства до радикальной на Западе – в области католичества и иудейства. С последующим углублением этих различий на Востоке и сглаживанием до симбиоза на Западе. Роль иудейства в формировании цивилизации Запада была, вероятно, решающей.

История конкретизировала эти идеологические разногласия в государственное разделение распавшихся  территорий. Православие обозначило оставшуюся часть Руси, буддизм – Индию, мусульманство – Турцию, католицизм - Латинию.

А что при этом досталось иудейству? Вроде бы ничего. Но в это трудно поверить. Особенно если учесть, что теперешняя Испания прежде называлась Иберия, прямо указывающая на иудеев. Похоже, этот вопрос историками намеренно затемняется. Так, в словарях утверждается, что это название какого-то народа «иберов» вдруг оказавшегося  не только в Испании, но и в Грузии. Причем в Испании «иберы» теперь почему-то именуются «басками».

Вот соответствующие цитаты из Интернета:

Иберы

(греч. ĺbēres, лат. Hiberes, Hiberi), древние племена, населявшие первоначально территорию Восточной и Южной Испании и распространившиеся затем на значительную часть Пиренейского полуострова (отсюда древнее название полуострова Иберия). Наиболее значительные из иберийских племён: турдетаны, турдулы, бастетаны, карпетаны, церетаны, индигеты, эдетаны и др. Вопрос о происхождении И. остаётся нерешенным.

Лит.: Мишулин А. В., Античная Испания, М., 1952; Петерс Д., Проблема этногенеза населения Иберии (древней Испании). "Вестник древней истории", 1940, № 2-4; Arribas A., The Iberians, L., [1964]; Boach Gimpera P., Etnologia de la Península Ibèrica, Barcelona, 1932; его же, El poblamiento antiguo у la formación de los pueblos de España, Мех., 1944. [ 2 ]

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Иберия, 1) западная, греч. название Испании, вероят. по реке Иберу (Эбро); население - иберы, народ, живший в Испании до кельтов, покоренный карфагенянами, позже римлянами; потомки иберов - нынешние баски. Немногие памятники языка см. Hubner: "Monumenta linguae libericae" (1893).-2) Восточная или Иверия, древнее название Грузии.

Материалы предоставлены компанией Новый Диск  [ 3  ]

        А вот статья из Википедии о слове евреи:

 Название

Русское название «еврей» восходит через старославянский к древнегреческому Έβραίος; [hebrajos], позднее [эврэос], которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания עִבְרִי (иври; Быт. 14:13; 39:14, 17; 41:12; Исх. 2:11; Втор. 15:12; Иона 1:9 и другие места). Буквальное значение названия иври — `[пришелец] с той стороны` — оставляет неясным, имелась ли в виду река Евфрат или какой-либо иной географический рубеж. От греческого Έβραίος происходит латинское hebraeus, к которому восходят английское Hebrew, немецкое Hebräer, французское Hebreu, итальянское ebreo, испанское hebreo и т. д. [ 4 ]

Вероятно, «иберы» - это и есть иври — `[пришелец] с той стороны`  то есть просто переселенцы, причем еврейские, почему и оказалось возможным их появление как в Грузии, так и в Испании. Притом, что и гебраистика есть вовсе не изучение басков, а происходящая «от греческого hebraios - еврей древнееврейская филология, наука о древнееврейском языке и письменности».

Возможно, историкам так проще излагать. Правильный перевод «переселенец» сразу же вызовет дополнительные вопросы: откуда, куда, зачем? А просто название «иберы», даваемое без перевода, никаких дополнительных вопросов не вызывает.

Считается, что в Испании были какие-то мавры. Вроде бы арабы и мусульмане.            А может не совсем арабы или даже совсем не арабы. Притом, что их пребывание закончилось изгнанием вовсе не арабов или мавров, а маранов, т.е. именно иудеев. Откуда-то там взявшихся.

Ввиду решающего влияния финансистов на ход мировой истории, требуется хотя бы сколько-нибудь приблизительное понимание истории иудаизма.

Библейская история фиксирует два крупных иудейских переселения, метафорически именуемые «вавилонским пленом» и «египетским порабощением».

В свете Новой Хронологии это предположительно могло бы означать следующее.

Вавилоном, вероятно, обозначен Царьград-Константинополь-Троя, датируемый X XII веками, где и произошли евангельские события, казнь Христа и появление новой религии. Основанной на идеологии справедливости и милосердия в противоположность поклонению золотому тельцу и маммоне материального накопительства. Названные впоследствии христианством и иудейством. По имени первичных антагонистов - Христа и Иуды. Они соотносятся друг с другом как идеальное и реальное, теория и практика и могут быть выражены в душе каждого конкретного человека в любой пропорции. С возможностью обоих крайностей – от святости до сатанизма.

В столкновения с Христом иудеи победили. При этом неожиданностью явилось то, что сам Царьград оказался уязвимым, вследствие чего достигнутая победа была не окончательной. Вероятно, потому, что Царьград-Рим еще не был империей в современном понимании слова. То есть централизованным государством, охватывающим известные народы и территории. Являющиеся источником и ресурсом силы. Это был, прежде всего, просто Город, город по преимуществу. Как его и называют историки. По сути, всемирный торговый центр, определяемый удобством расположения на пересечении речных и морских путей. Роль которого состояла прежде всего в посреднической торговле. Легко объясняющая доминирование иудейства, требующего снятия властных ограничений на посредничество и торговлю.

А существующий на Руси Великий Новгород был уже группой городов, тоже конечно торговых, но солидарно связанных между собой в подобие современного государства. Поэтому в гомеровском описании троянской войны одному городу Трое противостоят не один, а много городов, объединенных в дружественный союз. Связанных общими интересами, вероятно, тоже торговыми, вызванными противоречиями с тогдашним всемирным торговым центром - Царьградом.

Возможно, вызванными слишком обременительными таможенными сборами.

С разгромом Царьграда в XIII веке и возвышением Руси время пребывания в Царьграде стали называть «вавилонским пленом», а выселение из него – возвращением из этого плена.

Тогда, вероятно, возникли два новых мировых финансовых центра, контролирующих оба торговых пути, соединяющих Средиземноморье и Русь с Индией, - Александрия египетская и Хазария. Куда и произошло переселение.

Эта эпоха, впоследствии названная «египетским рабством», предположительно  датируется XIII XY веками.

С открытием Америки и морского пути вокруг Африки в конце XY века прежние торговые пути, на северо-востоке русский, на юге турецкий в значительной мере утрачивают свое значение. Вследствие чего роль Запада существенно возрастает, а Русь и Орда экономически ослабевают. Хазария же вдруг неожиданно исчезает. Якобы из-за военного разгрома. Это исчезновение совпадает с событием, туманно именуемым исходом из египетского рабства. Возможно, вместе с ордынской казной, что и вызвало тщетную попытку преследования с целью ее возврата.

Миф о похищении, связывающий Европу с быком (золотым тельцом?),  может отражать это реальное похищение с доставкой морским путем на Крит:

«Еврóпа, греч. – дочь сидонского царя Агенора и его жены Телефассы, возлюбленная Зевса.

Е. была прекрасна, как богиня, и жила во дворце своего отца, в кругу своих братьев Феникса, Килика, Кадма и Тасоса. Однажды ей приснилось, будто за нее борются две женщины: одна представляла ее родину, Азию, другая – землю за морем, которая еще не имела имени. Азия в этой борьбе была побеждена и выдала Е. своей победоносной сопернице. Вскоре Е. поняла, чтó предвещал этот сон.

Как-то, когда она резвилась с подругами на цветущем лугу, пере ней предстал золотой бык с блестящими рогами, смиренно опустился перед ней на колени и взглядом пригласил сесть на него. Как только Е. это сделала, бык вскочил, припустился к морю, бросился в волны и со скоростью дельфина устремился на запад. Пораженная Е. не верила своим глазам. Впереди быка вынырнула морская колесница с богом Посейдоном и стала волнами расчищать быку дорогу (на манер нынешнего почетного эскорта); вокруг появились нереиды и другие морские божества, образуя нечто вроде великолепной свадебной процессии. Вдали показалась земля: это был остров Крит. Только здесь Е. узнала, что ее похитителем  был сам Зевс, который превратился в быка, чтобы скрыть свои ухаживания от взоров ревнивой Геры. Здесь, на Крите, Е. родила ему трех сыновей: Миноса, Сарпедона и Радаманфа. Как и полагается богу, Зевс позаботился о своей возлюбленной: он выдал ее за критского царя Астерия. Позаботился он и о том, чтобы ее имя не было предано забвению. Его получил новый континент Европа.

В греческих мифах встречается еще одна Е., но лишь в качестве второстепенного персонажа. Это была дочь гиганта Тития, родившая Посейдону сына Эвфема, которого отец одарил способностью ходить по морю как по суше.

Миф о Европе очень старый и претерпел много изменений. В нашем сознании он живет в основном в том виде, который придал ему во 2 в. до н.э. эллинистический поэт Мосх, а за ним – Овидий в своих «Метаморфозах».

Однако «Похищение Европы» (или «Е. на быке») изображалось в античном искусстве уже с 6 в. до н.э. на рельефах, вазах, монетах (особенно критских), мозаиках и фресках.

И в новое время «Похищение Европы» изображали десятки выдающихся мастеров: Тициан, Веронезе (трижды), Лоррен, Буше, Валлотон, Серов (1910, Москва, Третьяковская галерея) и многие другие, в том числе чешский художник Прохазка в 1934 г. Лучшей из картин этого ряда считается «Похищение Е.» Рембрандта (1632).

Из пластики назовем хотя бы одноименные скульптуры Милльса (1895) и Липшица (1938), из музыкальных произведений – оперу «Похищение Е.» Мийо (1927). В 1610 г. Е. вернулась к Зевсу на небесах: Галилей назвал ее именем только что открытый спутник Юпитера.

В начале нашего века миф о Е. стал предметом нового интереса исследователей. Англичанин Эванс, который в 1900 – 1935 гг. перекопал Крит и добрался чуть ли не до самого дна истории культуры этого острова, извлек на свет доказательства, что на Крите действительно следует искать «мать Европы», т.е. начало европейской культуры. Здесь возникла древнейшая европейская  письменность, древнейшие европейские города с удивительно высоким уровнем цивилизации; очевидно, здесь возникли и  древнейшие государства в Европе. Но можно ли утверждать, что эта первая европейская культура, заслуживающая такого названия, действительно берет свое начало в Азии (т.е. Азии в понимании древних, которые включали в нее весь нынешний Ближний Восток, а также Египет)? Одни археологические открытия свидетельствуют «за», другие – «против». Ученые пока еще не сказали своего последнего слова». [ 5 ]  

Выделяемые слова «Европа», «земля за морем, которая еще не имела имени», «золотой бык», «на Запад», «новый континент Европа», «способность ходить по морю как по суше», «Мосх», «берет свое начало в Азии» и, наконец,  «Египет», являются своего рода сверхкратким конспектом событий, связанных с историей иудейства.

Возможно, похищение обозначено словом Хевра, образующим корень слова Европа. Определяемым в Интернете как гpуппа воpов (2-3чел.), во вpемя кpажи помогающих дpуг дpугу [ 6 ]. Может быть, Европа есть просто «Хевра Парс» – похищенная часть? Парс – это общее обозначение различных географических областей частей, Pars – часть, область [ 1 ],   с.с. 30, 225. Во всяком случае, мотив похищения определенно связан, во-первых, с исходом, а, во-вторых, со словом Европа.

Тема громадных, неизвестно откуда взявшихся и неизвестно куда исчезнувших, богатств повторно всплывает в деле тамплиеров.

Понадобилось ли после этого действительно 40 лет скрываться в пустыне, пока не истек срок давности, или это только метафора, но целью переселения (землей обетованной) стала, вероятно, Испания.

Переселение в Испанию, возможно, обозначает проект создания не просто центра, а государства «Иберия». Взамен Хазарии. Расположенного на достаточно безопасном удалении от центральной Руси.

Куда уже шло непрерывным потоком золото осваиваемой Америки. В качестве финансистов, банкиров, заимодавцев, сборщиков налогов и коммерсантов оспоривших власть с самими испанцами. Что привело к выселению в Нидерланды, освоившие другую жилу - восточных пряностей, с изгнанием оттуда уже испанцев.

Ввиду неудачи проекта «Иберия» это  название не получило распространения и было оставлено. Его заменил другой проект, получивший наименование «Европа». Успешное осуществления которого было, вероятно, заложено в Нидерландах. Это наименование стало эзотерическим обозначением проекта всемирного торгово-посреднического  государства. Актуального до сих пор.

Последующие исторические переселения обычно тоже именуются изгнаниями. Возможно, туда, куда изгоняемые сами желали быть изгнанными. Идеологически оправдывающие переселения.

Направление таких переселений-изгнаний соответствует освоению новых территорий – Англии и Германии, где вследствие этого возникла направленная против католичества идеология протестантизма, затем Франция с последующей великой революцией и наконец прямо создаваемая Америка.

Было бы странно, если бы области, отходящие к иудейству, никак себя не обозначили. Самоназвание необходимо для различения своих и чужих. Чужие это, прежде всего, конечно,  Русь. А для обозначения своих, вероятно, и было изобретено слово «Европа». Возможно происходящая от слов «Евреи Парс», означающая что-нибудь типа «Еврейская часть» или «Еврейская область». Возможно еще одно предположительное объяснение этого слова, как означающее «Хеврон Парс». Хеврон – сакральное понятие иудейства, считающееся названием города. Что означает для иудеев слово Хеврон?

Вот несколько сообщений из Интернета:

«Хеврон
Хеврон - один из древнейших городов мира, святыня трех религий и объект постоянной напряженности между евреями и арабами.
Город расположен в 40 километрах южнее Иерусалима в Иудейских горах на высоте 950 метров над уровнем моря. К Хеврону ведет шоссе Беер-Шева - Иерусалим.
В Библии Хеврон называется также Кирьят-Арба и Мамре. Согласно библейскому рассказу, Авраам купил пещеру Махпела у хеттеянина Эфрона за 400 сиклей серебра, чтобы похоронить там Сару. В этой же пещере были похоронены сам Авраам, а также Исаак и Иаков со своими женами. Существует предание, что в пещере покоятся первые люди на Земле - Адам и Ева.
Этот ханаанский город после завоевания Иисусом Навином отошел к колену Иехуды. Царь Давид устроил здесь свою временную столицу. Во время Иудейской войны 66 - 73 годов римлянам удалось взять город после кровопролитных боев. Они переименовали его в Аврамиус. Римлян, разумеется, сменили византийцы, затем арабы, потом крестоносцы, которые изгнали еврейское население. Мамлюки, а затем турки разрешили евреям вернуться. В период британского правления в городе существовала значительная еврейская община, уничтоженная арабскими погромщиками в 1929 году.
В Шестидневную войну израильские части вошли в город, не встретив сопротивления.
В 1970 году к северо-востоку от Хеврона началось строительство еврейского района Кирьят-Арба. Здесь живут, в основном, религиозные выходцы из англо-язычных стран. Немало здесь и выходцев из бывшего СССР.
В центре Хеврона евреи поселились в нескольких домах бывшего еврейского квартала. Их усилиями были восстановлены синагога и древнее еврейское кладбище.
Главная святыня Хеврона - усыпальница патриархов, которых чтут также и мусульмане. До этого еще царь Ирод воздвиг над пещерой синагогу, а на ее кладке крестоносцы поставили церковь Св. Авраама. Нынешнее здание мечети неоднократно перестраивалось; сейчас оно охраняется войсками, и для евреев отведены специальные часы для молитв.
В настоящее время (лето 1998 года) большая часть города находится под властью палестинской автономии. Периодически вспыхивающая напряженность на линии разделения между евреями и арабами не позволяет сейчас организовывать туда экскурсии. Там сошлись сейчас , с одной стороны , сторонники Хамаса (мусульманская религиозная организация, не признающая право Израиля на существование и совершающая террористические акты), с другой - евреи, свято верующие, что могилы предков оставлять нельзя, что евреи здесь всегда жили и всегда будут жить. У северного въезда в Хеврон сохранились развалины древнего поселения Элоней-Мамре, где, согласно Библии, Авраама посетили три ангела. Здесь можно осмотреть остатки византийской церкви и колодец, называемый Авраамовым. Неподалеку находится странноприимный дом, принадлежащий русской православной церкви*. Русская духовная миссия купила здесь в 1868 году участок, на котором и до сих пор растет шестисотлетний дуб. Легенда гласит, что дуб вырос на том самом месте, где Авраам принимал чудесных путников. Несколько русских монахов ухаживают за дубом и виноградником».
[ 7 ]

«Хеврон

КЕЭ, том 9, кол. 747–752

Обновлено: 

29.03.2005

ХЕВРО´Н (ןֹורְבֶח), город в Иудейских горах (950 м над уровнем моря) в 36 км к югу от Иерусалима. Население — около 60 тысяч человек (начало 2003 г.), в основном — арабы-мусульмане. В еврейских кварталах Хеврона проживает 550 евреев (начало 2003 г.). Находится на границе между Иудейскими горами и Иудейской пустыней, что способствует интенсивной торговле в Хевроне. Арабское население Хеврона также занимается ремеслами, в том числе гончарным, кожевенным и стеклодувным производством (изделия из так называемого хевронского стекла пользуются всемирной известностью). Окрестности Хеврона издревле славятся своими виноградниками, в которых выращивают различные сорта винограда, в основном поздние.

Хеврон — один из четырех городов, священных в иудаизме (наряду с Иерусалимом, Тверией и Цфатом). Хеврон — один из древнейших непрерывно населенных городов мира. Иосиф Флавий, описывая захват Идумеи (см. Эдом) Шим‘оном Бар-Гиорой в 69 г. н. э. (Война 4:9:7), указывает на то, что Хеврон — самый древний город Эрец-Исраэль («...древнее даже, чем Мемфис в Египте, ибо число его лет определяют в 2300»). В Библии многократно указывается, что Хеврон прежде назывался Кирьят-Арба и Мамре. Впервые Мамре упоминается в самом начале Библии (Быт. 13:18) как место, где поселился Авраам и где он сделал жертвенник Богу. Названию Мамре постоянно сопутствует упоминание дубравы или одного дуба, около которого Авраам встретился с тремя ангелами (Быт. 18). Дуб, согласно традиции, растущий здесь с момента сотворения мира (см. Быт. 23:2, 23:19; ИбН. 15:13 и др.), — так называемый мамрийский дуб.

В Хевроне в пещере Махпела похоронены Авраам, Исаак, Иаков и их жены Сарра, Ревекка и Лия. Во время исхода из Египта посланные Моисеем разведчики пришли в Хеврон (Чис. 13:22). Хеврон был ханаанским городом, его завоевал Иехошуа бин-Нун и передал во владение Калеву бен Йефуне, изгнавшему оттуда трех великанов (ИбН. 15:13–14). В период заселения израильскими племенами Эрец-Исраэль Хеврон был назначен одним из трех городов-убежищ (ИбН. 20:7), городом левитов (ИбН. 21:10–11) на территории надела колена Иехуды и в эпоху Судей стал столицей этого надела.

Давид делился трофейной добычей своего отряда (I Сам. 30:31) со старейшинами Хеврона. По указанию Бога Давид после смерти Саула переселился в Хеврон, провозгласил его столицей своего царства и пребывал там семь с половиной лет до переноса столицы в Иерусалим (II Сам. 5:50). После раскола Объединенного царства Хеврон, укрепленный Рехав‘амом (II Хр. 11:10), оставался важным центром Иудейского царства вплоть до разрушения Первого храма (586 до н. э.).

В эпоху возвращения из пленения вавилонского (Шиват-Цион; см. Израиль. Земля Израиля /Эрец-Исраэль/. Исторический очерк) Хеврон опять стал важным центром Иудеи и назывался Кирьят-Арба (Нех. 11:25). Впоследствии город был захвачен эдомитянами, которые построили там башни и укрепления. В 162 г. до н. э. Иехуда Маккавей напал на Хеврон и разрушил укрепления города (I Макк. 5:65; Древ. 12:8:6). Однако включение Хеврона в состав Иудеи произошло лишь после захвата Эдома Гирканом I в конце 2 в. до н. э. После принятия эдомитянами иудаизма Хеврон снова стал еврейским городом. Во время Иудейской войны I сначала Хеврон был освобожден отрядами Бар-Гиоры (см. выше), а затем захвачен и сожжен римскими войсками под командованием Цереалиуса (Война 4:9; 9). Евреи, однако, продолжали жить в Хевроне, они не пострадали во время разгрома восстания Бар-Кохбы в 135 г. В римский период Хеврон назывался Аврамиус и был небольшим городом. В византийский период начался его подъем, поскольку город был важным пунктом на пересечении дорог из Иерусалима в Египет и через Петру в Иорданию.

В 7 в. при арабском вторжении в Эрец-Исраэль Хеврон стал называться Халил ал-Рахман (по-арабски `друг Бога` — принятое в исламе обозначение Авраама); кроме того, по имени Авраама (по-арабски — Ибрахим), в Коране — Меджид Ибрахим (по-арабски — `молельня Авраама`) или Хабрун (по-арабски — `цветущий город`). Ранний арабский период (638–1110) связан с возобновлением присутствия в Хевроне еврейской общины и ее активной деятельности, о чем свидетельствуют многочисленные работы историков, а также документы и иллюстрации, обнаруженные в генизах. Халиф Омар ибн ал-Хаттаб разрешил евреям построить синагогу возле пещеры Махпела. В этот период Хеврон развивался, его население торговало с бедуинами Негева и народами, жившими к востоку от Мертвого моря. Арабский географ и путешественник Мукаддаси, посетивший Хеврон в 10 в., отмечает оживленную торговлю свежими фруктами. Есть свидетельства существования в Хевроне в 1001 г. общины караимов.

В 1100 г. Хеврон был завоеван крестоносцами (см. Крестовые походы). Евреи и мусульмане были изгнаны из города, мечеть и синагога были переделаны под церковь и монастырь, а город стал называться Кастеллум (на латинском `крепость`) или Президиум ад санктум Авраам (на латинском языке —`пребывание святого Авраама`). Посещавшие Хеврон в этот период Я‘аков бен Натаниэль (середина 12 в.), Маймонид (в 1166 г.) и Птахия из Регенсбурга (1176) не отмечают еврейского присутствия в Хевроне; Биньямин из Туделы (2-я половина 12 в.) упоминает о проживании в Хевроне одного еврея. В 1187 г. крестоносцы были изгнаны из Хеврона мусульманским правителем Салах ад-Дином. Хотя при нем евреям и разрешено было селиться в Хевроне, посетивший Эрец-Исраэль рабби Шмуэль бар Шимшон (1209) не упоминает о евреях в Хевроне.

Мамлюки, завоевавшие Эрец-Исраэль в 1260 г., превратили Хеврон во временную столицу своей провинции. В это время в Хевроне стала возрождаться еврейская община. Мамлюками был издан указ о запрещении евреям входить в пещеру Махпела (соблюдался до 1967 г.). По многочисленным свидетельствам путешественников, еврейская община в Хевроне в мамлюкский период была ничтожно мала, бедна и гонима.

Перелом в положении евреев Хеврона произошел в период османского владычества (1517–1917). В 16 в. в Хевроне поселились еврейские изгнанники из Испании. В 1540 г. рабби Малкиэль Ашкенази фактически создал заново еврейскую общину в Хевроне, найдя компромисс между духовной и практической сторонами жизни местных евреев. Прежде всего, он купил обширный участок земли (сейчас там расположен оптовый рынок), и это положило начало кварталу города, в котором обосновались евреи Хеврона и селились новоприбывшие. Разговорным языком евреев Хеврона был в то время еврейско-испанский. Дома еврейского квартала были построены в виде замкнутого круга с тремя радиально расположенными арками, а в центре его находилась сефардская синагога «Аврахам Авину».

Еврейский квартал пользовался широкой внутренней автономией, и со временем он превратился в гетто, его контакты с внешним миром были незначительными, хотя большая часть населения постоянно зависела от помощи, получаемой в виде пожертвований от евреев Эрец-Исраэль или собираемой хевронскими посланцами (см. Посланцы Эрец-Исраэль) в других странах. В середине 17 в. община была мала и бедна, полностью зависела от халукки, из которой Хеврону доставалась малая часть (одна восьмая). Образование благотворительного фонда Ихац (назван по первым буквам названий городов: Иерусалим, Хеврон и Цфат) не улучшило тяжелого экономического положения евреев Хеврона, главной проблемой был огромный долг общины Хеврона, постоянно возраставший в результате различных декретов турецких властей. Несмотря на экономические трудности, эпидемии и стихийные бедствия, духовная жизнь в еврейской общине Хеврона продолжалась.

В конце 16 в. – начале 17 в. в Хеврон переселились из Цфата некоторые крупные каббалисты, среди которых наиболее известен ученик Моше Кордоверо Элияху де Видас (1518–92), автор книги «Решит хохма» («Начало мудрости», 1575). Увлечение каббалой и мистикой оказало большое влияние на духовную жизнь общины Хеврона, придав ей значительный аскетизм. Иеша‘яху бен Аврахам Горовиц говорит о существовавшем в Хевроне обычае наказания: он был свидетелем символического представления четырех видов смертной казни, а также наказания бичеванием и ношением власяницы. Каббала и аскетизм господствовали в жизни еврейской общины Хеврона триста лет, до поселения там в 19 в. хасидов (см. Хасидизм) Хабада.

В 1659 г. филантроп из Амстердама раввин Аврахам Перейра (?–1699) основал в Хевроне иешиву «Хесед ле-Аврахам», ставшую главным фактором в превращении Хеврона в духовный центр. После посещения Хеврона Саббатаем Цви в 1663 г. (на пути в Египет), по свидетельствам его приверженцев, люди в Хевроне не спали целую ночь, чтобы посмотреть на чудеса. Саббатай Цви повлиял на большинство раввинов Хеврона, часть из которых примкнула к саббатианскому движению. Кризис вызвал духовный и экономический упадок в Хевроне, усугубившийся в 18 в. из-за болезней, изгнаний и кровавых столкновений во время восстания правителя Египта Али-бея в 1769–72 гг. Несмотря на это, в результате переселения в Хеврон части евреев из Иерусалима в 1721 г. и прибытия в Хеврон Аврахама Гершона из Кутова (шурина Исраэля бен Эли‘эзера Ба‘ал-Шем-Това) с многочисленными учениками численность еврейского населения в Хевроне несколько увеличилась; из соображений безопасности евреи продолжали тесниться в гетто.

Еврейский квартал превратился в сплошной жилой массив с узкими крытыми переулками. Однако посещавшие Хеврон в тот период отмечали, что, несмотря на исключительную тесноту, в еврейском квартале всегда чисто и еженедельно моют мостовые. Паломники содержались в Хевроне за счет еврейской общины.

В начале 19 в. условия существования еврейской общины Хеврона несколько улучшились, несмотря на постоянные грабительские поборы властей. Среди раввинов наиболее известен был Х. И. Д. Азулай. В 1807 г. и 1811 г. евреи Хеврона купили и арендовали более 80 га земли. Финансовую помощь они получали из диаспоры: филантроп З. Вертхаймер учредил крупный фонд поддержки бедноты Иерусалима, Хеврона и Цфата; в 1814 г. опекуном Хеврона стал Хаим Барух из Остравы, организовавший сеть фондов, регулярно и значительно помогавших Хеврону; М. Монтефиоре, посетивший Хеврон в 1839 г., был поражен красотой города и сделал большие пожертвования. Члены еврейской общины Хеврона занимались виноделием, ремеслами и торговлей.

С середины 19 в. состоятельные евреи Хеврона стали селиться за пределами еврейского квартала, и население гетто стало сокращаться. В 1879 г. стамбульский филантроп и поставщик продовольствия для турецкой армии Романо построил в Хевроне большое здание «Бет-Романо», в котором, наряду с жилой частью для его семьи, находились гостиницы для паломников, а также так называемая «Стамбульская синагога» и иешивы. В 19 в. важнейшую роль в развитии еврейского поселения в Хевроне внесла община Хабада, возглавлявшаяся рабби Симоном Менахемом Хайкином, переехавшим в Хеврон из Цфата в 1840 г. Внутренняя жизнь еврейского населения была хорошо организована, между группами сефардов и ашкеназов существовало согласие.

В середине 19 в. Элияху бен Сулейман Мани (см. Мани, семья) основал в Хевроне несколько общественных учреждений, в том числе две иешивы: «Мидраш Элияху» и «Ма‘асе ниссим», и реорганизовал сефардский колел; при нем он стал организационно и духовно независимым от иерусалимского колела. Мани внес в устав общины пункт, согласно которому колел субсидировал лишь тех, кто серьезно занимался изучением Торы. Это вынудило многих жителей Хеврона начать работать, что улучшило экономическое положение еврейской общины. К концу 19 в. она насчитывала полторы тысячи человек. В 1895 г. на пожертвования евреев из Северной Африки была построена больница, в которой перед 1-й мировой войной организация Хадасса стала содержать медицинский персонал, после чего больница стала называться «Хадасса». Важный вклад в духовную жизнь общины внесли цаддик Шолом Дов из Любавичей (см. Шнеерсон, семья), разместивший в 1912 г. основанную им иешиву «Торат Эмет» в приобретенном любавичскими хасидами здании «Бет-Романо», и раввин А. Мелини, основавший в 1904 г. иешиву для молодежи.

В 1868 г. Русская духовная миссия в Иерусалиме приобрела участок земли в Хевроне, на котором растет легендарный мамрийский (в русской традиции мамврийский) дуб (см. выше). Рядом с дубом был основан православный монастырь Святого Авраама и церковь Святых Праотцев.

В связи с общей деградацией Османской империи с 19 в. значение Хеврона как крупного регионального центра неуклонно снижалось, европейские путешественники описывали его как «дикое арабское гнездо».

Из-за возросших экономических трудностей к 1910 г. начался резкий упадок Хеврона, сопровождавшийся массовой миграцией его жителей в Иерусалим. Еврейское население Хеврона снизилось до семисот человек, а в 1914 г., с начала 1-й мировой войны, когда молодые жители Хеврона были призваны в армию, пути финансовой помощи блокированы, евреи, подданные России и других враждебных Османской империи государств, насильственно выселены, к тому же на Хеврон обрушились голод и чума, — община почти перестала существовать.

В конце 1917 г. войска Великобритании заняли Хеврон. После окончания 1-й мировой войны еврейская община Хеврона начала восстанавливаться. С помощью Сионистской организации в Хевроне были открыты мужская и женская школы и детский сад. Численность евреев была значительно ниже предвоенной (в 1922 г. проживало 430 евреев из 16 тыс. общего населения Хеврона). Духовная жизнь общины была в упадке — в иешивах училось всего 17 человек. Ситуация улучшилась в 1925 г., когда рабби М. Эпштейн из Литвы основал иешиву «Слободка». Еврейское население стало расти, и к 1929 г. насчитывалось 700 человек (из 18 тыс. общего населения Хеврона), все — исключительно представители ультраортодоксальных общин.

В 1929 г. еврейская община Хеврона пострадала от жестокого погрома со стороны арабского населения. Нападение было запланировано и имело целью положить конец еврейскому заселению Хеврона. В это же время арабы предприняли нападения и на другие еврейские населенные пункты, но их атаки были успешно отражены еврейскими силами самообороны. Узнав о готовящемся нападении на евреев Хеврона, руководство Хаганы предложило направить в город вооруженный отряд. Однако ультраортодоксальное руководство еврейских общин Хеврона, настроенное резко антисионистски, отказалось принять помощь нового ишува. Было убито 67 человек, ранено 60, еврейский квартал был разрушен, синагоги разграблены, свитки Торы сожжены. Многие бежавшие и уцелевшие от погрома евреи Хеврона (35 семей) не смирились с уничтожением общины и вернулись в 1931 г. в город для ее возрождения. Во время арабских беспорядков в 1936 г. британские власти эвакуировали еврейское население Хеврона, и до 1947 г. там проживал лишь один еврей.

В ходе Войны за Независимость Хеврон был оккупирован Иорданией. В 1953 г. еврейский квартал был снесен и на его большей части построен оптовый рынок. В ходе Шестидневной войны 8 июня 1967 г. израильская армия овладела Хевроном без боя. Среди арабского населения Хеврона началось массовое бегство (из-за страха мести за погром 1929 г.), остановленное израильскими властями. После Шестидневной войны евреи стали предпринимать попытки возвращения в Хеврон, что вызвало бурную полемику: одни считали акт возвращения исторически справедливым и общественно и духовно необходимым, другие усматривали в еврейском заселении Хеврона препятствие мирному урегулированию арабо-израильского конфликта. В 1967 г. был отменен существовавший 700 лет запрет на молитвы евреев в пещере Махпела и установлены израильским правительством дни и часы молитв для евреев и мусульман.

В мае 1968 г. группа молодежи — члены сионистского национально-религиозного движения Гуш Эмуним во главе с раввином М. Левингером — поселилась в гостинице в Хевроне, но вскоре была переведена израильской военной администрацией в здание военной комендатуры, где к ним присоединились двадцать учащихся иешивы «Ор Эцион». Поселенцы требовали предоставления им права вселиться в принадлежавшие евреям дома, но муниципалитет Хеврона возражал; в качестве компромисса израильское правительство начало строить новый еврейский жилой массив к северо-востоку от Хеврона (ныне Кирьят-Арба). С 1976 г. участники движения Гуш Эмуним во главе с раввином Левингером предпринимали попытки поселиться в пустующем здании «Хадассы», которые пресекались израильскими силами безопасности.

В 1979 г. в связи с 50-летием погрома в Хевроне в здание «Хадассы» проникли 15 женщин из Кирьят-Арбы с 45 детьми. Правительство не решилось выдворить их, а Геулла Кохен оказала им поддержку; через девять месяцев было получено официальное разрешение евреям жить в «Хадассе». Позже еврейское присутствие в Хевроне сосредоточилось также близ восстановленной синагоги «Авраам Авину», в «Бет-Романо» и в Рамат-Ишай (Тель-Румейда), таким образом в Хевроне образовались три еврейских квартала. Еврейская община Хеврона растет крайне медленно, несмотря на множество желающих поселиться в городе, что связано с причинами политического характера.

С 1996 г., в рамках соглашения, подписанного израильским правительством и руководством ООП, бо́льшая часть Хеврона, населенная арабами, перешла в состав Палестинской автономии. Часть Хеврона, включающая пещеру Махпела, еврейские кварталы и часть арабских кварталов, осталась под израильским контролем. См. также Израиль. Государство Израиль. Исторический очерк; Палестинская автономия.

 ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ > География».  [ 8 ]

«  МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


К оглавлению

П.Полонский

Зачем нам нужен Хеврон

1.Нужны ли "святые места" только для молитвы?
2.Святые места иудаизма связаны с еврейской историей
3.Два вида сионизма - еврейское гос-во как "убежище" и как возрождение еврейской национальной жизни
4.Борьба за "святые места" - спор об исторических корнях

[1.Нужны ли "святые места" только для молитвы?]

Одним из мифов, распространенных в нашем обществе, является представление о том, что все ценности "святых мест" нужны религиозным людям для того, чтобы там молиться - и, соответственно, что человеку нерелигиозному эти "святые места" совершенно ни к чему. Это представление совершенно неверно по двум причинам: во-первых, оно дает искаженное представление об иудаизме, а во-вторых, оно затушевывает истинную ценность святых мест Эрец-Исраэль.

Иудаизм, будучи универсальной религией, предполагающей Божественное присутствие всюду, совершенно не регламентирует жестко место молитвы. Молитва доходит до Бога "совершенно независимо от того, произносится ли она дома, в своей местной синагоге или же на Храмовой Горе или в хевронской Маарат ха-Махпела. Уровень молитвы определяется "каваной", "душевной вовлеченностью" молящегося, - а совсем не местом молитвы. (Конечно, место молитвы может оказывать на это чувство "вовлеченности" чрезвычайно большое, а иногда даже определяющее влияние; но об этом - ниже.) Главная же причина важности для нас "святых мест" - это в первую очередь их историческая, а не чисто религиозная ценность. Забвение же чувства истории делает совершенно безнадежной перспективу нашего выживания в этой стране.

[2.Святые места иудаизма связаны с еврейской историей]

Все святые места иудаизма неразрывно связаны с еврейской историей. Во многих случаях именно исторические события, происшедшие в данном месте, составляют основу его "святости", а вовсе не наоборот. Святость в иудаизме вообще в большой степени порождается историей, а не "мистико-космическими" причинами (хотя и эти последние тоже нельзя сбрасывать со счета). А история, заложенная в этой земле, - это вообще один из главных стержней, поддерживающих существование Государства Израиль.

Недавно в одной из статей в газете "Вести" Й.Сарид, издеваясь над восхищением посетителей Хасмонейского туннеля, говорил: "ведь этот туннель всего-навсего древний водопровод. Ведь если бы через две тысячи лет раскопали бы современную систему водобснабжения Иерусалима, - разве это стоило бы таких восторгов?"

Действительно, Хасмонейский туннель - это всего лишь система водоснабжения. Но значение его не в технических деталях, а в том, что он дает нам возможность действительно ощутить, пережить, осознать (а не только академически знать и декларировать), что здесь был город Хасмонеев. И если этот туннель "не так уж и важен", то зададим вопрос: какое для нас тогда вообще имеет значение тот факт, что в Иерусалиме была столица древнего Хасмонейского царства? Какое нам вообще сегодня дело до праотцов или до Хеврона? В конце концов, зачем нам вообще нужна именно эта страна, с ее постоянным конфликтом с арабами; не лучше ли всем нам бросить эти древние могилы (к которым левые призывают нас "повернуться спиной") и уехать в Америку. В обмен на окончательное и бесповоротное решение ближневосточного конфликта США, я уверен, не откажется выдать всем четырем миллионам израильских евреев свои грин-карты); а арабские страны с удовольствием дадут нам денежную компенсацию. На этом мы одновременно покончим и с проблемами безопасности, и с "религиозным засильем", и с инфляцией, и с высокими налогами; ведь если евреи - это люди умственного труда, зачем же им вообще нужна вся эта "примитивная" борьба за землю?

[3.Два вида сионизма - еврейское гос-во как "убежище" и как возрождение еврейской национальной жизни]

И здесь следует отметить, что в той странной идеологии еврейского государства, которая называется "сионизм", есть - и было с самого начала - два разных течения, которые рассматривали "борьбу за Эрец-Исраэль" совершенно с разных позиций. Герцль, идеолог политического сионизма, видел цель еврейского государства в создании убежища от антисемитизма - и поэтому ему было, в конце концов, безразлично, создавать это государство в Палестине, в Аргентине или в Уганде. Сторонники же второго (точнее, первого, ибо он возник до Герцля) направления - "поселенческого сионизма" - считали, что государство необходимо вовсе не для безопасности, а для возрождения еврейской национальной жизни.

Те, для которых цель сионизма - "убежище", должны были бы уже давно осознать, что Эрец-Исраэль - не самое спокойное место в мире, и тихой безмятежной жизни им лучше бы поискать в Канаде или Австралии. Им не нужен не только Хеврон, но и Иерусалим и Тель-Авив. Тем же, для кого цель сионизма - возрождение еврейского народа, Хеврон необходим, ибо энергию, необходимую для возрождения народа, мы получаем именно от своих исторических корней, связанных и с Маарат ха-Махпела и с Хасмонейским туннелем, и со всеми другими "святыми местами" Земли Израиля. Только ощущая свои корни в этой земле, мы можем за нее бороться. И поэтому тот, кто не хочет, чтобы нас вообще изгнали из этой страны - должен бороться за Хеврон.

[4.Борьба за "святые места" - спор об исторических корнях]

Религиозные евреи являются сегодня главными активистами борьбы за Хеврон вовсе не только из-за его святости или по причине "необходимости молиться на могилах праотцов". (Хотя, конечно, молитва в Махпеле - это совершенно особое ощущение, - но особое оно именно потому, что ты чувствуешь свою личную связь с древностью, с ТаНаХом, с корнями тысячелетней истории народа - а тогда и Бог раскрывается тебе совершенно иначе). В конце концов, если бы только в молитве было дело, то мы могли бы ездить в Хеврон и по "арафатовской визе", как это предлагают нам делать левые деятели, у которых давно атрофировалось чувство исторической связи и которые поэтому не в состоянии понять тех живых евреев, у которых это чувство по-прежнему сильно. И настоящая причина религиозной активности в вопросе Хеврона состоит в том, что религиозные круги, не поддержавшие активно сионизм в начале 20-го века, сегодня становятся ведущей силой сионизма. И потому борьба за "святые места" - это просто спор об исторических корнях и, соответственно, - вообще о нашем праве на эту землю». [ 9 ]

Итак, «во время исхода из Египта (Руси) посланные Моисеем разведчики пришли в Хеврон (Чис. 13:22)». Вероятно, Испанию.

Возможно, Европа («Хеврон Парс») и стало таким специально изобретенным термином, заменившим оставленную Хазарию и несостоявшуюся Иберию сакральным обозначением области иудаизма. Идеологически противостоящей Руси. Вначале только на Западе, с последующим расширением и сакрализацией самого понятия Запад.

Предполагаемое время изобретения слова «Европа» - начало XYI века.

Впоследствии ее стали называть Старой Европой, чтобы обозначить ее «древность» и культурную «первичность», относительно якобы молодой и исторически «отсталой» Руси. Поэтому евроцентризм, теперь уже западнизм, есть выбор мировоззренческий и религиозный. С идеологическим отрицанием Руси не только Западом, но и его отечественными почитателями-западниками. Ныне именуемыми демократами. «Вступить в Европу», оставаясь при этом Русью, считается невозможным. А не вступать значит сойти со столбовой дороги нынешней цивилизации. Возможность компромисса или пропорции (аналога «китайской специфики») в идеологических противостояниях не предусмотрена. Одно из двух - «раньше думай о Родине, а потом о себе» или «какое мне дело до вас до всех, а вам до меня». Третьего якобы не дано.

 

Литература

 

1.     Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко «Империя» Том I. Изд. «РИМИС», М. 2004.

2.     http://www.sotkom.info/page/2844200.html

3.     http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor/article/19/19137.html?text=%D0%98%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%8B

4.     http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8#.D0.9D.D0.B0.D0.B7.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D0.B5

5.     Войтех Замаровский «Боги и герои античных сказаний», Изд. «Республика», М., 1994, с. 140 - 141.

6.     http://mirslovarei.com/content_jar/Xevra-6509.html 

7.     http://souz.co.il/israel/read.html?id=324

8.     http://www.eleven.co.il/article/14489

9.     http://www.machanaim.org/tor&life/pol_art/13.htm

 

 



Hosted by uCoz